Наблюдение - это основа развития мышления дошкольников.. Публикации. МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №18" Сергиев Посад Версия для слабовидящих

Наблюдение - это основа развития мышления дошкольников.

Наблюдение - это основа  развития мышления дошкольников.

Наблюдение - это основа  развития мышления дошкольников( умения анализировать, сравнивать, делать выводы).

 

Вам известно, что учение – это труд, и его нельзя превращать в игру. Однако в жизни ребёнка игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. А кто же может лучше помочь ребёнку увидеть и понять этот интересный окружающий мир как не родители.

В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми и яркими наглядными предметами окружающего мира.

 Развитие наблюдательности начинается с раннего детства.

Наблюдение – это не просто непроизвольное восприятие окружающих предметов, явлений, а целенаправленная деятельность, подчиненная определенной познавательной задачи. 

Наблюдение обогащает ребёнка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий. 

Наблюдение является основой развития мышления дошкольников: умения анализировать, сравнивать, делать выводы. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей.

Вот вы вместе с ребёнком пошли на прогулку в ясный солнечный день. Обратите внимание на ярко – голубое небо, на листочки, на зеленую травку, на дрожащие капельки росы. А в следующий раз вы понаблюдаете за тёмным небом, услышите раскаты грома, увидите берёзовые рощи, где поют птицы, как цветут одуванчики. Огромно благотворное влияние природы надушу ребёнка. Пусть ваш ребёнок постоянно слушает пение птиц, наблюдает за жизнью насекомых, видит, как плетёт свою изящную паутину паучок. Чем глубже узнаёт ребёнок природу, тем больше она дарит ему чистой и светлой радости.

 

Вы гуляете с ребёнком по осеннему парку и, конечно, невольно обращаете внимание на красоту окружающих деревьев и падающих листьев. Предложите найти ребёнку два совершенно одинаковых листа. Он охотно примется за поиски и будет приносить вам многочисленные пары листьев. И внимательно разглядывая их, вы скоро убедитесь, что листья хотя и очень похожи, но всё-таки неодинаковы. Так ребёнок откроет, что в природе вообще нет одинаковых предметов, что она никогда не копирует себя. В процессе этих занятий вы и сами с приятным удивлением заметите, как обновляется ваше собственное видение простых и привычных вещей, которые казались вам прежде одинаковыми и повторяющимися. Но будьте готовы к тому, что ребёнок может опередить вас, оказаться более зорким: ведь у него больше интереса к видимому, слышимому, осязаемому; многие впечатления для него сравнительно новы, он не привык ещё как мы называть их «вчерашним именем».

Наблюдательность ребёнка можно развивать и укреплять с помощью более конкретных заданий. Положите на столе несколько похожих предметов (луковиц, камней, и т. п., пусть ребёнок рассмотрит их и расскажет об одном из них на выбор, а вы должны узнать, о каком предмете идёт речь. Специального внимания требует, пожалуй, цветовой облик окружающего мира. Наше видение цвета с детства осложняется с одним практически неустранимым обстоятельством. Дело в том, что человеческий глаз различает огромное количество оттенков цвета; однако слов для их обозначения в языке не так уж много. Привычные и удобные слова, обозначающие цвет, заслоняют и подменяют собой реальные краски мира. Ребёнок, узнав цветовую гамму, начинает видеть мир в соответствии с этой цветовой таблицей. Но не упускайте случая обратить его внимание на многоцветность реального мира. Предложите ребёнку разобраться в красках осени, красоте зимнего узора, первой яркой звезды. Можно поиграть в игру «На что похоже?». Правила игры нехитры. Сначала вы спрашиваете ребёнка: на что и почему похож апельсин, фонарь и т. д.? Сравнивать можно всё со всем, лишь бы играющий мог объяснить, чем похожи сравнимые предметы. Выигрывает тот, кто, найдёт больше предметов, назовёт сходства сразу по нескольким признакам. Нельзя в этой игре лишь одно – сравнивать предметы, которые объединяются одним понятием (фрукты – с фруктами, посуду – с посудой).

Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей.

Перечень игр:

«Найди предмет»

Ведущий описывает внешний вид дерева – его размеры, цвет, форму листьев, наличие семян и плодов. Дети определяют, что это за дерево.

«Что изменилось»

На столе разложены картинки: цветы, листья, плоды, животные. По сигналу ведущего ребёнок закрывает глаза. Ведущий убирает одну картинку. Ребёнок должен узнать какую картинку забрали.

«Нужно - не нужно»

Ведущий говорит«Я хочу посадить огород. Капуста нужна?» Ребёнок отвечает «нужна»Перечисляя овощные растения, ведущий называет и фруктовые. Если ребёнок ошибся, ведущий загадывает загадку.

«Живое – неживое»

Ведущий называет предметы живой и неживой природы. Если названо живое существо ребёнок хлопает в ладоши.

«Зоопарк»

Ведущий даёт словесное описание животного, ребёнок должен угадать и назвать его.

«Отвечай одним словом»

Ведущий называет слова: яблоня, дуб, берёза, тополь… - это»

Ребёнок отвечает«деревья». Или синица, клёст, поползень – это и т. д.

«Какое время года»

Картинки с изображением времён года. Ведущий загадывает загадки, а ребёнок отгадывает и находит картинку.

«Лишний предмет»

На столе разложены картинки: морковь, лук, редис, груша. Ребёнок должен назвать предмет, который не соответствует данному понятию, и объяснить почему. Аналогично проводится игра с другими понятиями

 

Комментарии